На прошлой неделе я снова была в
Санкт-Петербурге. Цель моего визита – участие в конференции по
антидискриминационным стратегиям. Программа была достаточно плотная, и совсем не было времени для прогулок и для фотографирования. Зато было немного времени
разобрать старые летние фотографии.
Сегодня я хочу
рассказать про еще один приятный для меня музей – «Музей истории религии».
Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 года. Экспонаты из собраний Кунсткамеры, Эрмитажа, Библиотеки, Русского музея были положены в основу коллекции этого Музея при создании.
Создателем и первым директором Музея был российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865-1936).
Музей несколько раз сменил место жительства. Сейчас он находится в небольшом, специально приспособленном для музейных нужд здании недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора.
Несмотря на то, что музей небольшой, в нем нашлось место основным культурам и традициям мира. Экспонаты и композиции оживают благодаря звуковому сопровождению и свето-видео инсталляциям. Интерактивные дисплеи позволяют прочитать информацию об экспонатах и раскопках, посмотреть карты, схемы и видеоряды.
Начинается все, конечно, с пещерной живописи и первых обрядов.
Мне были особенно интересны экспозиции, посвященные сибирскому шаманизму.
Шаман (от эвенкийского – «исступленный») – человек, который считается посредником между миром людей и миром духов. Шаманизм опирается на архаические представления, связанные с анимизмом (верой в наличие многочисленных духов, в том числе духов-предков, и с верой в существование души у человека и других существ). Шаману необходимы не только внутренняя сила и особые знания, но и внешние атрибуты: бубен, колотушка и костюм. Бубен символизировал модель мироздания, воспринимался как жилище духов-помощников шамана, а так же транспортное средство, на котором шаман путешествует по небесным, земным и подземным мирам.
Шаманская юбка. Дальний Восток, Тернейский район, село Гвасюги. Начало XX в. Ткань, мех, краска.
Дух-помощник шаманки. Нанайцы. Хабаровский край, Нанайский район, село Даерга. Середина XX в. Дерево.
Считалось, что духи-помощники «появлялись» у шамана во сне или во время болезни. По словам шаманки Гары Гейкер, которой принадлежала представленная фигура, этот дух играл большую роль в ее камланиях, идя впереди всего ее войска духов.
В следующем своем посте я расскажу об остальных экспозициях Музея. До встречи!
No comments:
Post a Comment