3.11.12

Музей истории религии в Петербурге. Часть 1


На прошлой неделе я снова была в Санкт-Петербурге. Цель моего визита – участие в конференции по антидискриминационным стратегиям. Программа была достаточно плотная, и совсем не было времени для прогулок и для фотографирования. Зато было немного времени разобрать старые летние фотографии.

Сегодня я хочу рассказать про еще один приятный для меня музей – «Музей истории религии».




 Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 года. Экспонаты из  собраний Кунсткамеры, Эрмитажа, Библиотеки, Русского музея были положены в основу  коллекции этого Музея при создании. 

Создателем и первым директором Музея был российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865-1936).

Музей несколько раз сменил место жительства. Сейчас он находится в небольшом, специально приспособленном для музейных нужд здании недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. 



Несмотря на то, что музей небольшой, в нем нашлось место основным культурам и традициям мира.  Экспонаты и композиции оживают благодаря звуковому сопровождению и  свето-видео инсталляциям.  Интерактивные дисплеи позволяют прочитать информацию об  экспонатах и раскопках, посмотреть карты, схемы и видеоряды.


Начинается все, конечно,  с пещерной живописи и первых обрядов. 



Мне были особенно интересны экспозиции, посвященные сибирскому шаманизму.


Шаман (от эвенкийского – «исступленный») – человек, который считается посредником между миром людей и миром духов.  Шаманизм опирается на архаические представления, связанные с анимизмом (верой в наличие многочисленных духов, в том числе духов-предков, и с верой в существование души у человека и других существ).  Шаману необходимы не только внутренняя сила и особые знания, но и внешние атрибуты: бубен, колотушка и костюм. Бубен символизировал модель мироздания, воспринимался как жилище духов-помощников шамана, а так же транспортное средство, на котором шаман путешествует по небесным, земным и подземным мирам.


 

Шаманская юбка. Дальний Восток, Тернейский район, село Гвасюги. Начало XX в. Ткань, мех, краска. 

Юбка, широко распространенный элемент ритуальной шаманской одежды у народов Нижнего Амура и Приморья. На юбку помещались изображения духов-помощников шамана. После ее изготовления устраивалось специальное камлание, во время которого шаман ловил духов-помощников и «помещал» в соответствующие изображения.

Дух-помощник шаманки. Нанайцы. Хабаровский край, Нанайский район, село Даерга. Середина XX в. Дерево.


Считалось, что духи-помощники «появлялись» у шамана во сне или во время болезни. По словам шаманки Гары Гейкер, которой принадлежала представленная фигура, этот дух играл большую роль в ее камланиях, идя впереди всего ее войска духов. 






В следующем своем посте я расскажу об остальных экспозициях Музея. До встречи! 

No comments: